Границы вокруг святости в Иерусалиме: Акелдама в поздней античности и раннем Средневековье
DOI:
https://doi.org/10.31168/2658-3356.2024.6Ключевые слова:
Акелдама, Геенна, гробницы священников Иерусалимского Храма, Иуда Искариот, паломничество, Онуфрий ВеликийАннотация
Статья посвящена Акелдаме, местности, связанной с предательством Иуды. Недавние археологические изыскания в этой части Иерусалима позволяют по-новому реконструировать логику возникновения святого места. Обширная долина Геенны под Сионским холмом, сначала место погребений периода Первого Храма, а затем проклятое место жертвоприношений Ваалу, к I в. н. э. становится частью иерусалимского некрополя. Когда в IV в. император Константин начинает свой проект христианизации Иерусалима и Святой Земли, Геенская долина оказывается не связанной ни с каким библейским или евангельским событием, на основе которого ее было бы легко превратить в святыню. Напротив, и жертвы Ваалу, и самоубийство Иуды делают Геенну непростым местом для поклонения паломников. Тем не менее она концептуализируется, как предполагается в исследовании, как оскверненная святая земля, нуждающаяся в искуплении. Присутствие в южной части долины величественных гробниц знати и священства Второго Храма (так называемые Акелдамские гробницы) облегчает выбор места, в котором можно наглядно представить иерусалимскую знать, отвергнувшую Мессию. В статье исследуется логика возникновения святого места и механизм культурной памяти, которая очерчивает границы территории, чтобы затем насытить ее смыслами.
Ссылка для цитирования: Чаковская Л. С. Границы вокруг святости в Иерусалиме: Акелдама в поздней античности и раннем средневековье // Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия. 2024: Концепт границы в славянской и еврейской культурной традиции. С. 74–110. DOI: 10.31168/2658-3356.2024.6