Роль мяса в дихотомии «свой–чужой» в культуре эфиопских евреев и христиан
DOI:
https://doi.org/10.31168/2658-3356.2024.7Ключевые слова:
бета эсраэль, эфиопские евреи, эфиопское христианство, гастрономическая культура, пищевые запретыАннотация
Настоящая статья посвящена анализу символической роли мясной пищи и мясных пищевых запретов во взаимоотношениях эфиопских иудеев и христиан. После того как в XVII в. во время правления царя Сисиния бета эсраэль было запрещено владеть землей, эфиопские христиане и иудеи оказались вовлечены в экономическую систему разделения труда, основанную на этноконфессиональной принадлежности. Но взаимодействие эфиопских иудеев и христиан не ограничивалось обменом производимых товаров, а включало в себя и личные контакты. Так, соседей-иноверцев нередко приглашали на нерелигиозные праздники, важным составляющим меню которых были мясные угощения. Кроме того, мясная пища традиционно является важным маркером религиозной идентичности у эфиопских монотеистов. Для достижения поставленной в статье цели были изучены научная литература по теме, записанная устная традиция бета эсраэль на амхарском языке, средневековый эфиопский свод законов Фэтха нагаст, а также заметки миссионеров Й. М. Флада и Г. А. Штерна. В ходе исследования был сделан вывод об амбивалентном характере роли мясной пищи во взаимоотношениях эфиопских евреев и христиан, которая в зависимости от контекста могла выполнять как сегрегирующую, так и консолидирующую функцию.
Ссылка для цитирования: Шварц Е. П. Роль мяса в дихотомии «свой–чужой» в культуре эфиопских евреев и христиан // Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия. 2024: Концепт границы в славянской и еврейской культурной традиции. С. 111–124. DOI: 10.31168/2658-3356.2024.7