«Грех, в котором Иосиф обвинил своих братьев»: тревога на невидимой границе в испанской мысли Золотого века
DOI:
https://doi.org/10.31168/2658-3356.2024.9Ключевые слова:
эсхатология, Испания, раннее Новое время, инквизиция, конверсо, евреи, гендер, сексуальностьАннотация
Основываясь на инквизиционных материалах и трактатах XVII в., автор рассматривает развитие антииудейской полемики и антииудейских фобий без иудеев – в эпоху, когда (после изгнания евреев из владений Католических королей в 1492 г. и обращения оставшихся, а также после принудительного крещения евреев в Португалии в 1497 г.) на Пиренейском полуострове остались лишь крещеные иудеи, конверсо, и их потомки. Но бдительные представители охранительного дискурса продолжали видеть в конверсо иудеев на основании этнического происхождения («расы») и связываемой с ним предполагаемой склонности к «ереси» – криптоиудаизму. Риторика источников и их популярность показывают, что исчезновение видимой межконфессиональной границы приводило к перманентному подозрению существования невидимой и поиску скрытых врагов, усугубляя тревогу и порождая слухи о локальных и транснациональных еврейских заговорах, которые обретали форму подложных писем и сатирических новелл. Антииудейские фобии испанского раннего Нового времени развивались одновременно со страхами перед ненормативным гендерно-сексуальным поведением, нашедшими отражение во множестве судебных процессов над содомитами (т.е. участниками различных запрещенных каноническим правом сексуальных отношений), проводившихся в том числе инквизицией. Обилие иностранцев, инородцев и предполагаемых скрытых иноверцев среди фигурантов этих процессов и выдвигаемые антииудейскими публицистами обвинения конверсо в заражении испанцев содомией позволяют сделать вывод о том, что видимые и невидимые границы между «своими» и «чужими» по этническому, конфессиональному и сексуальному признакам, проводимые в католической мысли этого времени, если не накладывались друг на друга, то соседствовали, и неутихающий страх перед скрытыми «чужими» катализировал апокалиптические ожидания.
Ссылка для цитирования: Зеленина Г. С. «Грех, в котором Иосиф обвинил своих братьев»: тревога на невидимой границе в испанской мысли Золотого века // Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия. 2024: Концепт границы в славянской и еврейской культурной традиции. С. 143–166. DOI: 10.31168/2658-3356.2024.9