Еврейские молельни в России во второй половине XIX – начале ХХ в. как способ освоения «чужого» пространства
DOI:
https://doi.org/10.31168/2658-3356.2024.13Ключевые слова:
евреи в России, культовое зодчество, архитектура, синагога, иудаизм, материальное наследие, культурное наследие, российское имперское законодательствоАннотация
В современной иудаике иудейские культовые сооружения обычно рассматриваются как объект изучения в рамках региональной истории, истории правового положения евреев и еврейского вопроса в тот или иной период. В статье будет представлено исследование еврейских молитвенных домов/молелен как способа освоения «чужого» имперского пространства. На обширном документальном материале (переписка еврейских общинных лидеров/раввинов с представителями российской бюрократии) мы постараемся восстановить многообразие вариантов устройства молитвенных домов в Российской империи вне черты оседлости. В процессе выбора места для молитвенного дома общинным лидерам приходилось «осваивать» разные «стороны» имперского пространства, как физические, так и социальные, действуя в правовом и экономическом полях. В обращениях к властям за разрешениями на открытие молелен они громко и настойчиво заявляли о себе чиновникам, рассказывая об особенностях своей религии и культуры. Общинным лидерам необходимо было вступать в диалог и с собственниками нанимаемых домов и юридическими организациями. В устройстве молелен и выборе мест для них они вынуждены были предупреждать всевозможные «придирки» со стороны чиновников, строго следовавшим «букве закона» в отношении инославных религиозных организаций. Мы сфокусируемся на временных молитвенных домах провинциальных городов за чертой оседлости (Северо-Запад, Центральная Россия, Северный Кавказ, Область войска Донского), не оставляя без внимания и еврейские молельни столиц. Особый интерес представляют кейсы небольших населенных пунктов, о которых, с одной стороны, до сих пор мало известно (например, Новая Ладога, Сестрорецк, Луга), с другой – они представляют примеры неожиданных траекторий взаимоотношений евреев и окружающего населения. Выбор фокуса на временных молельнях обусловлен их «шатким», по сравнению с синагогами, положением. Подвергаясь постоянным угрозам закрытия и нуждаясь каждый раз в особых разрешениях администрации для возобновления служб/деятельности, временные молельни, таким образом, вынуждали лидеров общин более интенсивно бороться за право иметь свое пространство для собраний. Источниками исследования послужили документальные материалы из фондов региональных и федеральных архивов России и Израиля.
Ссылка для цитирования: Норкина Е. С., Юдкина А. Б. Еврейские молельни в России во второй половине XIX – начале ХХ в. как способ освоения «чужого» пространства // Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия. 2024: Концепт границы в славянской и еврейской культурной традиции. С. 239–267. DOI: 10.31168/2658-3356.2024.13