Современная израильская контркультура евреев-мизрахим: Ars poetica

Авторы

  • Юлия Александровна Маккавеева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0009-0007-7173-0333
  • Юлия Дмитриевна Будман Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-9015-530X

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3356.2024.14

Ключевые слова:

контркультура, поэзия, еврейские субэтносы, евреи-мизрахим, Ars poetica

Аннотация

Понятие контркультуры применяется в социологии и культурологии с 1960-х гг. За прошедшие десятилетия смысловое наполнение данного термина менялось и уточнялось: если во второй половине XX в. контркультура рассматривалась как система взглядов и ценностей, непременно находящаяся в конфликте с доминирующей культурой общества, то сегодня в науке существует понимание, что это зонтичный термин. Контркультуры могут объединять людей разного происхождения и социального статуса, с разнообразной этнокультурной идентичностью. В настоящее время контркультура описывается в первую очередь как социальный механизм, позволяющий личности выразить свою приверженность некоему общему делу. Однако, несмотря на это, мы считаем неверным полностью отказываться от бинарной оппозиции «контр-/доминирующая культура», поскольку первая находится в постоянном диалоге с последней. В настоящей статье мы рассмотрим протестную поэзию евреев-мизрахим как элемент современной израильской контркультуры. Протест и интертекстуальность в их творчестве изучается уже около двадцати лет, такими учеными, как Р. Цофар, Х. Хевер, Й. Оппенгеймер. Однако предыдущие исследования не определяли это явление как контркультуру. Помимо этого, сегодня существует только две научные работы авторства Х. Кронфельд и Э. Шели-Ньюмен, посвященные биографиям и произведениям представителей младшего поколения поэтов-мизрахим. Таким образом, их творчество остается сравнительно малоизученным как в Израиле, так и за рубежом, хотя представляет значительный интерес для социологов, культурологов и филологов. В данной статье представлен анализ стихотворений Р. Хасана и А. Кейссар как интертекста, диалогического взаимодействия с классической еврейской и израильской культурой. Теоретической основой исследования послужили труды Дж. Милтона Йингера, Т. Роззака, Э. Беннетта и Ю. Кристевой.

Ссылка для цитирования: Маккавеева Ю. А., Будман Ю. Д. Современная израильская контркультура евреев-мизрахим: Ars poetica // Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия. 2024: Концепт границы в славянской и еврейской культурной традиции. С. 268–288. DOI: 10.31168/2658-3356.2024.14

Биографии авторов

Юлия Александровна Маккавеева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Магистрант

Юлия Дмитриевна Будман, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, Москва, Россия

Кандидат филологических наук, доцент

Загрузки

Опубликован

2024-11-18