Еврей – смешной, страшный, полезный: грани образа в литературе российского консерватизма XIX века

Авторы

  • Георгий Сергеевич Прохоров Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Россия https://orcid.org/0000-0003-4652-8698

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3356.2021.4

Ключевые слова:

еврейский вопрос, публицистика русского консерватизма, полемика, комичное, серьезное, оксюморон, культурный трансфер

Аннотация

В центре статьи – образ еврея, как он присутствует в русских консервативных изданиях XIX в. – в журнале «Основа», газете Гилярова-Платонова «Современные известия» и «Дневнике писателя» Достоевского. В этих публикациях еврей демонстрируется связанным с древними обетованиями Библии и с последующей утратой их, но также и как этнокультурный чужак, неизгоняемый и часто незаменимый. Его образ построен на совмещении внутренне противоречивых доминант – сатиричности, высоты и ужаса. В этом совмещении мы видим следствие укорененности русского консерватизма в общеевропейском романтизме, усвоение восприятия эстетического объекта как должного пугать и поражать. Из-за своей внутренней амбивалентности еврей оказался эффектным художественным образом, что, в свою очередь, привело к его проникновению в публицистику и пропагандистскому использованию в качестве готового клише.

Биография автора

Георгий Сергеевич Прохоров, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Россия

Профессор, доктор филологических наук
Кафедра русского языка и литературы

Загрузки

Опубликован

2021-11-25