«Используем наши рождественские колядки <...> преложив все это <...> через коммунистическую призму»: карнавалы как часть антирелигиозных кампаний 1920–1930-х гг. (на материалах Смоленской губернии и Западной области)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3356.2021.15

Ключевые слова:

антирелигиозный карнавал, «комсомольское рождество», Смоленск, Союз воинствующих безбожников

Аннотация

В начале нэпа советское руководство несколько ослабило давление на религию. При этом оно не собиралось отказываться от борьбы с «религиозными предрассудками». Характерной чертой антицерковной кампании, на рубеже 1922–1923 гг. стало то, что основной упор при ее организации был сделан на средства, затрагивавшие эмоциональную сферу. Центральным ее событием явилось «комсомольское рождество». Его стержнем были карнавалы, в ходе которых высмеивались обычаи и традиции разных религий. По такому же сценарию предполагалось провести и «комсомольскую пасху». Но в марте 1923 г. ЦК РКСМ запретил «устройство каких бы то ни было уличных демонстраций и карнавалов», рекомендуя придавать антирелигиозным кампаниям более «углубленный пропагандистский характер». Тем не менее в самом конце 1920-х гг. власти начали возвращаться к тем приемам, которые ранее были отвергнуты как «грубые» и «вредные». В частности, организовывались антирождественские и антипасхальные карнавалы по образу и подобию «комсомольского рождества» 1923 г. На материалах cмоленских архивов и местной прессы возможно реконструировать процесс организации и проведения антирелигозных шествий, выявить их региональные особенности, а также проследить реакцию населения на них.

Биография автора

Демьян Валерьевич Валуев, Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия

Доцент, кандидат исторических наук
Кафедра всеобщей истории и международных отношений Смоленского государственного университета

Загрузки

Опубликован

2021-11-25