«Мы никого не притесняли»: особенности кросс-культурных контактов в смешанных семьях (по материалам экспедиций в Приднестровье)

Авторы

  • Наталья Михайловна Киреева Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-8102-7755
  • Любовь Вячеславовна Чиркина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-4833-5315

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3356.2020.11

Ключевые слова:

межэтнические браки, полевые исследования, этническая идентичность, дрейф идентичности, евреи Приднестровья, кросс-культурные контакты

Аннотация

Статья посвящена проблеме межэтнических брачных союзов, в основу исследования легли экспедиционные материалы, собранные в Приднестровье в 2017–2019 гг. В еврейской среде в советский период традиция смешанных браков получает широкое распространение, такие союзы приводят к трансформации классического определения еврейства, что в свою очередь оказывает влияние на представления партнеров о собственной идентичности. Авторами было собрано и проанализировано 29 интервью с информантами (евреями и неевреями), состоявшими в смешанных браках, и их детьми; были выделены три основных зоны напряжения в межэтнических семьях (восприятие данного союза окружающими, имянаречение ребенка и похороны) и три стратегии преодоления напряжения: выбор нейтральной и светской традиции; компромисс (сочетание двух традиций) и интеграция одного из партнеров в культуру другого. В качестве зоны кросс-культурного взаимодействия информанты выделяли праздники; связанные с ними традиции, как правило, были смешанными (например, Песах и Пасха). Авторы приходят к выводу, что описываемый синтез культур приводит к дрейфу идентичности информантов и трансформации представлений о «настоящем еврее», согласно которым знания о традиции или практические навыки становятся важнее принципов галахи.

Биографии авторов

Наталья Михайловна Киреева, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

Кандидат исторических наук, доцент
Учебно-научный Центр библеистики и иудаики

Любовь Вячеславовна Чиркина, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Магистр культурологии
Школа культурологии НИУ ВШЭ

Загрузки

Опубликован

2020-09-29