«Наше время кончилось»: эсхатологические мотивы в рассказах о Холокосте

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3356.2023.12

Ключевые слова:

Холокост, устная история, фольклоризация, евреи, этнография соседства

Аннотация

В статье рассматриваются вернакулярные формы памяти о войне и Холокосте. Материалами для статьи послужили интервью, записанные в бывших еврейских местечках России (Смоленская, Брянская области), Беларуси (Витебская, Могилевская, Гродненская области), Украины (Ивано-Франковская область), Латвии (Латгалия) и Литве (г. Биржай) в 2009–2017 гг. В статье анализируются фольклорные / клишированные тексты о Холокосте. Одним из основополагающих в рассказах о Холокосте является мотив о несопротивлении евреев во время расстрела. В индивидуальных текстах этот мотив может быть воспроизведен по-разному. Данные нарративы, по сути, являются неким переходным жанром от устной истории к фольклору. С одной стороны, перед нами личные воспоминания и повествование о пережитом опыте, но, с другой стороны, при их анализе можно отметить повторяющиеся речевые клише, встречающиеся в рассказах разных информантов, и набор общих сюжетов, которыми описываются причины несопротивления евреев. Как нам кажется, мы имеем дело с особым сформировавшимся жанром локальной фольклоризированной истории. Зачастую речевые клише, используемые при описании и объяснении событий, связаны с понятиями «судьбы» и эсхатологическими представлениями «конца времен» для евреев. Нарративы, которые рассматриваются в статье, дополняют, расширяют и уточняют географию бытования ряда сюжетов, вводятся в научный оборот новые тексты, что позволит в дальнейшем работать над указателем сюжетов и мотивов по этой теме.

Биография автора

Светлана Николаевна Амосова, Институт славяноведения РАН, Москва, Россия

Младший научный сотрудник
Центр славяно-иудаики Института славяноведения РАН

Загрузки

Опубликован

2023-11-15