«Последние времена» в публицистике русского политического консерватизма XIX века
DOI:
https://doi.org/10.31168/2658-3356.2023.13Ключевые слова:
«последние времена», русская апокалиптика, евреи, консерватизм, Константин Леонтьев, Федор ДостоевскийАннотация
В центре статьи – апокалиптика русского консерватизма XIX в., прослеживаемая преимущественно на примере сочинений Кон- стантина Леонтьева, Федора Достоевского и митрополита Моисея (Богда- нова-Платонова-Антипова). За общим признанием движения мира к завершению мы находим контрастное отношение к «последним временам». Для Константина Леонтьева они окрашены в глубочайший пессимизм, поскольку сопровождаются разрушением мира под тяжестью естественных законов и духовной деградации человечества. Апокалиптика Достоевского, наоборот, вполне оптимистична, в ее центре – преображение мира, возвращение ему и людям исконно задуманного Богом облика. В русскую консервативную публицистику может вплетаться еврейская тема, но интенсивно она присутствует только в варианте Достоевского, составляя ключевой момент юдофобии. Его евреи – носители исключительно земного и исключительно посюстороннего политического проекта возрождения своего государства, а потому они противостоят общечеловеческому чаянию мессианских времен, всячески задерживают их наступление, предлагают обывателям различные завлекающие симулякры.