Себежский «идол» Пестун: семейные ценности и музейная мифология

Авторы

  • Андрей Борисович Мороз Российский государственный гуманитарный университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-5164-8080

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3356.2020.15

Ключевые слова:

археологические находки, идол, почитание камней, музейная мифология

Аннотация

В краеведческом музее г. Себежа хранятся два камня, напоминающие антропоморфные фигуры. О происхождении их известно, к сожалению, только со слов К.М. Громова, директора музея в 1953–1970-х гг. Один камень был, согласно свидетельству К.М. Громова, найден в болоте близ д. Техомичи, в 6 км от Себежа. Существует трудно верифицируемое, но широко растиражированное и часто пересказываемое свидетельство крестьянина этой деревни Е.Е. Глушакова, датируемое 1906 г., где рассказывается о почитании жителями деревни камня как дающего исцеление, в частности от бесплодия. Уже став музейным экспонатом, изваяние приобрело название «себежского идола» и имя – Пестун (несмотря на то, что – согласно ремаркам музейных сотрудников – это женская фигура). Музейные сотрудники начиная с 1960–1970-х гг. поддерживают идею, что идол исцеляет от бесплодия и дарует детей. В 1990–2000-х гг. почитание идола обрастает деталями и предписаниями, в настоящее время мы имеем не просто сформированный ритуал поклонения музейному экспонату, но и настойчиво предлагаемую музеем структуру его культа и программу культовых действий.

Биография автора

Андрей Борисович Мороз, Российский государственный гуманитарный университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Профессор, доктор филологических наук
Департамент истории и теории литературы НИУ ВШЭ

Загрузки

Опубликован

2020-09-29