Семья с детьми за праздничным столом: оригинальный иконографический мотив в еврейских манускриптах XIV–XV вв.

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3356.2020.2

Ключевые слова:

Агада, иконография, семья, средневековое еврейское искусство, средневековые манускрипты

Аннотация

Филипп Арьес, один из первых исследователей средневековой семьи (1960), полагал, что детство не было обособленным культурным периодом и не признавалось таковым взрослыми вплоть до XVI– XVIIвв. С того времени появилось много исследований, посвященных средневековому детству, в которых идеи Арьеса ставились под сомнение, но все они основывались на текстах, изображения в них привлекались лишь в качестве иллюстраций. Поэтому никто не подвергал сомнению утверждение Арьеса о том, что изображений детей в кругу семьи, за вычетом сцен Святого семейства, в Средние века не существовало. В статье я оспориваю этот тезис. Изображения семей с детьми появляются в XIV в. среди ашкеназов, то есть евреев Германии и Северной Франции, а позднее – и в среде сефардов, то есть евреев Испании, Португалии и Южной Франции. Хотя появление этих сцен и можно объяснить чисто ритуальными причинами, ими оно не исчерпывается и изучение подобных изображений может послужить дальнейшему углублению наших знаний о средневековой семье в целом и средневековой еврейской семье в частности.

Биография автора

Дильшат Догановна Харман, Российский государственный гуманитарного университет

Центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2020-09-29