Вещь – символ: миграция и трансформация сюжета
DOI:
https://doi.org/10.31168/2658-3356.2019.9Ключевые слова:
Хасидская история, И. Эренбург, П. Маркиш, А. ГаличАннотация
В статье рассматривается превращение вещи (дудочки) в символ, трансляция этого мотива, его рецепция и метаморфозы смысла. В цикле хасидских историй, связанных с Баал-Шем-Товом, присутствует мотив дудочки-свистульки, на которой играет несмышленый мальчик, как бы нарушающий святость праздника Йом Кипур, но получающий одобрение Бешта и «улыбку Бога». Эренбург включает эту историю в значимый финал своего романа «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца» (1927) о незадачливом, но «святом» простаке. В понимании Переца Маркиша, дудочка – это символ искусства, у Александра Галича дудочка из этого сюжета становится символом спасения, а у бардов 1960-х годов – сопротивления искусства.