«Катерина-шарманка»: имя – вещь – знак

Авторы

  • Сергей Викторович Алпатов Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-2525-0287

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3356.2019.10

Ключевые слова:

народный театр, шарманка, выкрики зазывал, звуковой образ вещи

Аннотация

Исследование происхождения комплекса традиционных названий популярного европейского уличного инструмента (русское шарманка, польское katarynka, еврейское katerinke) вскрывает нелинейный характер процессов возникновения и закрепления указанных имен, а также обнаруживает тот факт, что за одним и тем же именем могут скрываться разные предметы (как собственно музыкальный инструмент, так и волшебный фонарь, и театр марионеток или живых зверей, представления которых сопровождали мелодии уличного органа). Тем не менее в исторической перспективе в исследуемых этнокультурных традициях за шарманкой закрепляется устойчивый комплекс ассоциаций, обусловленный такими свойствами рассматриваемого культурного объекта, как механическое воспроизведение стереотипных мелодий, сопровождаемое назойливыми клишированными выкриками музыканта. Рекламируемые шарманщиком и транслируемые его инструментом трагикомические образы «поворота судьбы» и «грошового счастья» становятся общими местами как высокой литературы, так и массовой поэзии XIX–XXI столетий.

Биография автора

Сергей Викторович Алпатов, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Доцент, доктор филологических наук

Филологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Загрузки

Опубликован

2019-12-13