Молитва в брошенном доме: новые апотропеические практики?

Авторы

  • Андрей Борисович Мороз Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-5164-8080

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3356.2019.15

Ключевые слова:

молитва, заговор, оберег, дом, магические практики, социальные процессы в селе

Аннотация

В статье изложены наблюдения автора относительно малоизвестной практики ритуально-магической защиты дома, из которого выехали хозяева, от нежелательных посетителей, воров, пожара и т. п. В жилой части дома, в середине, при переходе из одной комнаты в другую, оставляют списки молитв или текстов других жанров, соотносимых с молитвами, по-видимому, от воров. Эти списки кладутся на открытое место – на оставленную в доме мебель, например на стол или шкаф-заборку, и, предположительно, они должны броситься в глаза нежданным посетителям. Речь идет не о специальной молитве, но о любом молитвенном тексте любого происхождения (книжного или фольклорного), а также вообще не о молитвах, а, скажем, о заговорах, которые в фольклорной жанровой номенклатуре также именуются молитвами и не всегда от молитв отграничиваются. Подобное наблюдение сделано в ходе осмотра ряда брошенных домов, а также в ситуации, когда информант показывал заброшенную деревню и комментировал увиденное. Описанный способ защиты соотносим с другим – когда в незаметном и неизвестном посторонним месте прячется заговор от воров в надежде, что оставленный без присмотра дом не будет обворован или ограблен. Практика возникает в последнее время в связи с последствиями миграции сельского населения в города, когда деревенские дома оставляют пустыми.

Биография автора

Андрей Борисович Мороз, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

Профессор, доктор филологических наук
Департамент истории и теории литературы НИУ ВШЭ

Загрузки

Опубликован

2019-12-13