«Чистое», «мирское» и «поганое»: старообрядческая концептуализация ритуальной чистоты

Авторы

  • Данила Сергеевич Рыговский Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия https://orcid.org/0000-0003-0284-3127

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3356.2018.12

Ключевые слова:

Часовенное согласие, ритуальная чистота, Южная Сибирь

Аннотация

В статье рассматривается концептуализация  сибирскими староверами часовенного согласия вопросов ритуальной чистоты. Несмотря на то что это одно из старообрядческих сообществ, в котором принята довольно жесткая система запретов на отношения с иноверцами, количество и степень устойчивости его «внешних» связей оказывается довольно сильным. Данный парадокс может быть объяснён тем, что письменные правила (запреты, принятые и зафиксированные в решениях соборов часовенного согласия) вступают в противоречие с вернакулярными практиками общения с иноверцами и применения тех же самых правил. К примеру, один из таких запретов, известный как «правило чашки», включает в себя несколько этических принципов, а потому предлагает староверам достаточно широкий набор решений вопроса о межконфессиональном общении.

Биография автора

Данила Сергеевич Рыговский, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия

Исследователь

Загрузки

Опубликован

2018-11-06