Законы храма и правильный сон в библейской и раввинистической традициях

Авторы

  • Светлана Викторовна Бабкина Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0003-2441-0226

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3356.2018.2

Ключевые слова:

Иерусалимский Храм, сон, иудаизм, Талмуд

Аннотация

Данная статья посвящена анализу формирования в еврейской традиции представления о том, что правильное и благочестивое расположение кровати – с севера на юг. Такое представление впервые фиксируется в Вавилонском талмуде (Брахот 5б). Позже комментаторы поясняют, что в основе этой идеи лежит вера в то, по направлению восток-запад покоится Шхина. Благодаря этому обстоятельству направление восток-запад становится сакральным, а потому все, что так или иначе связано с ритуальной нечистотой не может располагаться также. Почему же сон представлялся ритуально нечистым, и спящий не мог спать по направлению запад-восток? Во-первых, ночью у человека могли случиться разного рода истечения, которые делали его нечистым. Во-вторых, сон представлялся авторам древних текстов «маленькой смертью», то есть мыслился частью «отца отцов нечистоты». В-третьих, ночью спящий мог подвергаться нападениям разного рода демонических существ, способных убить человека, то есть, опять же, осквернить пространство. Все эти идеи имеют библейские корни, но соединяются воедино только в раввинистический период, когда и появляется представление о том, что спать правильно по направлению север-юг. Эта практика могла быть гораздо более древней, и тогда в данном случае мы имеем дело с примером того, как популярные верования входят в официальную религию. С другой стороны, этот случай может служить примером того, как в строгой монотеистической религии могут проявляться архаические верования о том, что те или иные манипуляции с пространством для сна могут повлиять на благополучие человека.

Биография автора

Светлана Викторовна Бабкина, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

Доцент, кандидат исторических наук
Центр изучения религий Российского государственного гуманитарного университета

Загрузки

Опубликован

2018-11-06