Законы храма и правильный сон в библейской и раввинистической традициях
DOI:
https://doi.org/10.31168/2658-3356.2018.2Ключевые слова:
Иерусалимский Храм, сон, иудаизм, ТалмудАннотация
Данная статья посвящена анализу формирования в еврейской традиции представления о том, что правильное и благочестивое расположение кровати – с севера на юг. Такое представление впервые фиксируется в Вавилонском талмуде (Брахот 5б). Позже комментаторы поясняют, что в основе этой идеи лежит вера в то, по направлению восток-запад покоится Шхина. Благодаря этому обстоятельству направление восток-запад становится сакральным, а потому все, что так или иначе связано с ритуальной нечистотой не может располагаться также. Почему же сон представлялся ритуально нечистым, и спящий не мог спать по направлению запад-восток? Во-первых, ночью у человека могли случиться разного рода истечения, которые делали его нечистым. Во-вторых, сон представлялся авторам древних текстов «маленькой смертью», то есть мыслился частью «отца отцов нечистоты». В-третьих, ночью спящий мог подвергаться нападениям разного рода демонических существ, способных убить человека, то есть, опять же, осквернить пространство. Все эти идеи имеют библейские корни, но соединяются воедино только в раввинистический период, когда и появляется представление о том, что спать правильно по направлению север-юг. Эта практика могла быть гораздо более древней, и тогда в данном случае мы имеем дело с примером того, как популярные верования входят в официальную религию. С другой стороны, этот случай может служить примером того, как в строгой монотеистической религии могут проявляться архаические верования о том, что те или иные манипуляции с пространством для сна могут повлиять на благополучие человека.